Критически неудачные конструкторские решения автомобилестроителей


 

История автомобильного дизайна берет начало еще со времен строительства карет. Полировка, вензеля, тисненая кожа — все оттуда. Ведущие позиции в автомобильной моде многие годы занимали итальянцы. Иногда и другие выдавали шедевры. Когда-то вот даже наши «Победа» и «Волга» вполне достойно смотрелись. Теперь состояние отечественного дизайна в заоблачных высотах (в смысле, его совсем не видно). Достаточно «полюбоваться» на «Оду» или УАЗ. Опухшие «десятки» и многократно перелицованные старушки «Волги» с архаичной центральной частью кузова и рессорной подвеской дополняют картину. Усилиями кустарей-тюнингистов иногда удается придать им более-менее благообразный вид, однако их возможности не безграничны. Поэтому появление нового поколения дизайнеров можно только приветствовать. Талант и высокохудожественный вкус приведут, будем надеяться, к появлению радующих глаз отечественных автомобилей. Вместе с тем позволим себе напомнить молодым и энергичным, что лучше учиться на чужих ошибках, чем делать свои.

  • Справедливости ради следует заметить, что в дизайне даже громкое имя и огромный опыт не всегда гарантируют успех. Так, весьма солидная компания к своему столетию «разродилась» кабриолетом внушительного размера с маленькими фарами, которые на фоне огромной решетки радиатора смотрелись «поросячьими глазками». Несмотря на тщательную полировку и многочисленные слои лака, этот эксклюзив создал впечатление, что дизайнерам позировал крупногабаритный чемодан. Видимо, очень хотелось в отпуск…

Рассматривая очередные творения, нередко приходится удивляться их непрактичности. Конечно же, автомобильные дизайнеры не столь эксцентричны, как их собратья-художники. Они не пытаются выдать квадрат за произведение искусства, не рисуют глаза в непотребном месте и вообще способны отличить компьютер от телевизора. Тем не менее хотелось бы призвать начинающих дизайнеров не отрываться от законов физики. Композиция, стиль, цветовое решение, пропорции, баланс, точки схода, тени, блики и так далее — все это очень здорово. Но было бы еще лучше, если бы полет фантазии сочетался с требованиями прочности, аэродинамики, экологии, эргономики, безопасности, технологии и др. В противном случае «гений» не будет понят.

  • Развитие техники связано с устранением старых ошибок и появлением новых. Зачастую дизайнеры, не понимая сути изменений (недостаток технического образования!), интуитивно следуют в направлении, заданном инженерами. Иногда они опережают свое время, создавая облик автомобилей, которые будут востребованы обществом лишь спустя десятилетия. Но гораздо чаще приходится видеть обратный результат. Рассмотрим некоторые типичные заблуждения.

Противотуманные фары в выемках бампера

Для спортивных автомобилей важна не только динамика разгона, но и динамика торможения. Поэтому на них используются мощные тормоза, которые обеспечивают максимальное замедление. При этом кинетическая энергия автомобиля переходит в тепло, выделяемое на колодках и дисках, которые могут нагреваться до многих сотен градусов. Для их лучшего охлаждения в передней части кузова проделываются отверстия, через которые по гибким рукавам к тормозным механизмам поступает воздух. Заметим, что охлаждения требуют и амортизаторы и шины. Вместе с тем обычные граждане не склонны испытывать лоб и затылок при каждом торможении. Ежедневная смена заднего бампера также не входит в их планы. Поэтому и педаль тормоза «пинают» не так часто и не так резко. Соответственно, проблема перегрева тормозов для большинства водителей не актуальна. Дизайнеры же, подглядев впадины и выступы на мощных автомобилях, не задумываясь переносят их на свои творения. В результате на месте воздухозаборников появляются глухие ниши с противотуманными фарами. Все бы хорошо, но впадины разместились как раз на том месте, где поток должен разгоняться и необходима максимально скругленная и гладкая поверхность. Местная аэродинамика оказывается безнадежно испорченной, причем без всякой пользы для автомобиля.

Фальшивые крылья

Давным-давно кузов, пороги и крылья были сами по себе. Все это крепилось к раме, что и создавало облик довоенного автомобиля. Первым серийным автомобилем, у которого они составили единое целое, стала наша «Победа». Это позволило улучшить аэродинамику и получить дополнительный полезный объем. К сожалению, дизайнеры, часто пребывая в творческом тупике и не находя новых красивых решений, регулярно возвращаются к проверенным формам, так или иначе «передирая» старые шедевры. В результате на свет появляются атавизмы, типа зауженной средней части кузова, выпирающих колесных арок, выштамповок, имитирующих крылья, пороги, фальшивые воздухозаборники и т.д. Все эти «изыски» создают проблемы технологам, увеличивают вес, шум и аэродинамическое сопротивление, собирают грязь, снижают полезный объем и безопасность. В частности, при зауженной средней части и при тех же габаритах салона дверь становится тоньше, соответственно она хуже сопротивляется боковому удару. Кстати, зауженный кузов пришел из спорта, ралли и гонок DTM, например. Он появился как результат расширения колеи и установки крупногабаритных колес на кузов, имитирующий кузов обычного серийного автомобиля, чтобы каждый «чайник» мог с гордостью думать, что ездит на почти таком же. Но подобные формы кузова вовсе не являются оптимальными.

Фальшивые кили

В 30-е годы при попытке установить рекорд скорости автомобиль потерял управление. Гонщик погиб. Причину нашли — заднее расположение центра тяжести относительно центра давления. Установка вертикального киля позволила избавиться от аэродинамической неустойчивости. Теперь все рекордные автомобили имеют такой киль. Дизайнерам это решение понравилось, и они стали устанавливать кили на всем, что движется. Особое рвение проявляли американцы. Довольно смешно было видеть эти «сундуки» массой в 3 и более тонн с непременными килями сзади. Их эффективность — никакая, но массу и стоимость автомобиля увеличивали. В атрофированном виде они были замечены и на наших легковушках. Эта мода продержалась довольно долго, и лишь к 80-м годам кили постепенно исчезли.

Антикрылья

Антикрылья уже несколько десятилетий используются на спортивных автомобилях, так как позволяют дополнительно загрузить колеса и лучше использовать тормоза и мощность двигателя. Да и повороты можно проходить повеселее. Таким образом, они стали атрибутом скоростного автомобиля. Но поскольку даже водители «Запорожцев» желают выглядеть «крутыми», антикрылья теперь можно встретить на чем угодно: и на городских малолитражках, и на неповоротливых «монстрах». История с килями повторяется. Уж очень многие считают, что корове седло весьма идет… В том числе и некоторые дизайнеры. Мода есть мода, логика отдыхает…

Если вдаваться в подробности, то и конфигурация, и места размещения аэродинамических элементов (спойлеров, дефлекторов, антикрыльев, их стоек и концевых шайб) также оставляют желать много лучшего. Довольно часто встречаются совершенно дикие для аэродинамики сочетания, типа: крупногабаритный стоп-сигнал, установленный на нижней поверхности антикрыла; дефлектор, установленный в погранслое; спойлер, установленный в зоне аэродинамической тени. Одно радует: все эти «пернатые» обычно свыше 100 км/ч не разгоняются и бестолковая аэродинамика «наворотов» не столь заметно вредит автомобилю. Часто производители, рекламируя очередную «корягу», указывают, что она была испытана в аэродинамической трубе. Но это вовсе не означает, что они как-то прислушались к мнению специалистов. Испытали. Подтвердили — «коряга». Реклама об этом умалчивает.

Среди многочисленных дизайнерских изысков — автомобили «с открытыми колесами», имитирующие в той или иной степени формульные. Мало того, что открытые колеса «поливают» кузов чем ни попадя, они вместе с деталями подвески создают огромное аэродинамическое сопротивление и высокий уровень шума. Узкий кокпит слабо сопротивляется лобовому удару и практически не защищает от бокового удара. Недостатков много больше, чем преимуществ. Пожалуй, только снижение массы служит каким-то оправданием для такого выбора. Объем выпуска подобных творений невелик, тем не менее у них есть стойкие приверженцы. Что же, «красота требует жертв». Мода 20-х годов прошлого века еще долго будет напоминать о себе.

Распашные двери

Распашные двери позволяют освободить пространство, убрав среднюю стойку. Все смотрится прекрасно, особенно если опустить стекла дверей. Однако такие двери способны наделать немало бед, если они самопроизвольно откроются на большой скорости. И замки здесь не самые виноватые. Люди могут просто забыть их захлопнуть. Кроме того, отсутствие центральной стойки снижает жесткость кузова, ухудшает защиту от бокового удара. Казалось бы, что такие двери безвозвратно ушли в историю, но в последние годы они вдруг вновь появились самым неожиданным образом. Удивительно, но отклики прессы переполнены восторгами и не содержат никаких упоминаний о недостатках такой конструкции. Похоже, современное поколение автожурналистов слабо знакомо с историей. «Новое» решение всячески рекламируется и внедряется в дорогие автомобили. Видимо, потребуется еще какое-то количество несчастных случаев, чтобы дизайнеры опять отказались от этой конструкции.

Односпицевое рулевое колесо

Когда-то в моде были четыре спицы, затем три, затем две, и, наконец, Ситроен дошел до «идеала» — рулевого колеса с одной спицей. Такую тенденцию дизайнеры мотивировали стремлением к улучшению обзора. Когда же вспомнили о безопасности, то вновь вернулись к четырем спицам. Осталось дождаться, когда дизайнеры созреют и, наконец, вовсе откажутся от рулевого колеса в пользу джойстика.

Светлая обивка салона

Специалисты по интерьеру всячески пытаются облагородить автомобиль. Тисненая кожа, полированное дерево, всевозможные лючки, бардачки, ручки, кнопки, экраны и т.д. и т.п. В этом ряду весьма привлекательным выглядит использование яркого цветового решения. Не будем касаться вопросов чистки такого замечательного салона. Он просто находка для торговцев автомобильной косметикой. Зато при ярком солнечном освещении шикарно смотрятся белый руль и красные сиденья с белыми вставками. Однако в темное время суток на наклонном лобовом стекле хорошо видны и белый руль, и красные сиденья с белыми вставками. И если появится желание увидеть еще и дорогу, то придется на белый руль и красные сиденья с белыми вставками надеть черные чехлы.

Мы коснулись лишь нескольких неудачных дизайнерских решений. Критические замечания можно высказать и по многим другим элементам, например: фигурка на капоте, выступающие ручки, выступающие фары, козырек над лобовым стеклом, козырек над фарами, оклейка кузова «под дерево», оклейка крыши «под замшу», выступ перед задними колесами, фальшивые воздухозаборники, скругленные углы задней части кузова, «запаска» на задней двери, фигурные бамперы с клыками, гнутые стойки, хромированные молдинги, металлизированная обивка сидений и т.д. Что-то из этого ушло и забылось, что-то периодически возвращается. Существуют и более сложные ошибки, вызванные, например, неудачным делением панелей кузова, размещением стенок, ребер жесткости и так далее, когда прочнисты, технологи, другие специалисты совершенно ясно видят недостатки предлагаемого решения, а дизайнеры упорно пытаются «продавить» свой проект. В сочетании с технической безграмотностью менеджеров высшего звена (это, к сожалению, тоже не редкость, а ведь именно они принимают окончательное решение) такая ситуация не сулит ничего хорошего.

Список дизайнерских ошибок довольно велик. Продолжать его не имеет смысла. Конечно же, существуют маркетинговые исследования, автомобильная мода, изменчивые вкусы покупателей, вкусы и стиль самих авторов. Но существуют технические и технологические ограничения. Нельзя бросаться в крайности. Нужно соблюдать баланс интересов и выполнять многочисленные требования. Только тогда может быть получен положительный результат. Ведь известно, что остромодные модели долго не живут. Конечно, если всякий раз прятаться за универсальное «художника обидеть может каждый!», легко считать себя не понятым современниками гением. Однако все же лучше пытаться конструктивно воспринимать критические высказывания специалистов и всесторонне оценивать свое творение. Поэтому в очередной раз заметим, что помимо весьма увлекательных вещей («отмывок», пластилиновых макетов и компьютерных моделей) существуют книжки с формулами, которые не вредно освоить хотя бы в самом примитивном изложении.

 
Понравилась статья? - Расскажи о ней друзьям
 
Так же вас должно заинтересовать:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Критически неудачные конструкторские решения автомобилестроителей"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
Внимание: Все отзывы проходят модерацию.

Архивы
Сервисы сайта
Читать нас
Связь с редакцией

Через сайт: Отправить письмо

Skype:   allwotlk

ICQ:637644131

e-mail: support@avtotoriya.ru