Рассмотрим Toyota Prius поближе


 

Все чаще приходится слышать о проблемах экологии, о том, что запасы нефти на планете подходят к концу. И надо признать, в автомобильной индустрии кое-какие реальные подвижки в направлении спасения человечества от неминуемого кризиса уже появились. Одним из лидеров в этой области стала , которая с 1997 года прошлого века выпускает Prius — первый серийный автомобиль с гибридной силовой установкой. В этом году на европейский рынок вышла Prius нового поколения, и автомобильная пресса сразу по достоинству оценила новинку, присвоив ей титул «Автомобиль 2005 года»! Но еще раньше Prius стал «Автомобилем 2004 года» в США, а его силовая установка признана «Двигателем года» опять же в Европе. Так что можно говорить о мировом успехе гибридного автомобиля.

Надо сказать, еще со времен появления автомобиля как такового инженеры не оставляли попыток «посадить» его на электрическую тягу. Очевидное достоинство электромотора перед двигателем внутреннего сгорания — более высокая эффективность, он работает с меньшими потерями. Однако непреодолимой преградой на этом пути было отсутствие достаточно компактного и легкого источника питания. Идея объединить двигатель внутреннего сгорания и электромотор в силовом агрегате не нова — с завидной периодичностью на свет появляются концептуальные автомобили, использующие этот принцип в самых разных комбинациях. К сожалению, до серийного воплощения дошли не многие, а наибольшего успеха достигла Toyota, выпустив свой Prius.

Технически автомобиль несколько отличается от всех подобных разработок. При его создании инженеры японской компании пошли по пути наименьшего сопротивления, они посредством планетарной передачи объединили электромотор, двигатель внутреннего сгорания и генератор. Автомобиль трогается с места на электромоторе, потом в работу включается бензиновая четверка. Не секрет, что мощность двигателя внутреннего сгорания величина переменная, она зависит от частоты вращения коленчатого вала. Как правило, наибольшую отдачу можно получить лишь в узком диапазоне оборотов, близких к максимальным. Основная причина — неравномерное поступление воздуха в камеру сгорания атмосферного мотора. Бензиновый двигатель японского автомобиля работает в очень узком диапазоне оборотов, фактически на номинале своей мощности. С одной стороны, это позволяет избежать таких «паразитных» режимов работы, как холостой ход. В данном случае двигатель все время выполняет полезную работу, он либо помогает электромотору при разгоне, либо крутит генератор, при торможении, а также когда мощность бензинового мотора не нужна. С другой стороны, упрощается его конструкция. Чтобы максимально эффективно использовать двигатель внутреннего сгорания, приходится идти на различные технические ухищрения: устанавливать изменяемые фазы газораспределения, впускной и выпускной коллекторы изменяемой длины, наддув и т.д. В данном случае мотор все время работает по циклу Аткинсона — с большой зоной перекрытия впускных и выпускных клапанов. На больших оборотах такой способ распределения газов обеспечивает наибольшее наполнение цилиндров топливовоздушной смесью, следовательно, растет и мощность.

За счет того что силовая установка все время работает на номинале своей мощности, необходимость в коробке передач со всеми ее недостатками фактически отпадает. Бензиновая четверка связана с электромотором посредством планетарного редуктора, а на колеса крутящий момент передается цепью Морзе через главную передачу и дифференциалы. В итоге эффективность сгорания углеводородного топлива автомобиля — почти 32 процента, это предел для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Пятидесятикиловаттный электромотор и бензиновая четверка почти такой же мощности обеспечивают 1300 килограммовому Приусу вполне приличную динамику и отличную экономичность. До «сотни» автомобиль разгоняется за 10 секунд, при этом средний расход топлива составляет пять литров на сто километров.

Естественно, наличие совершенной силовой установки не освобождает создателей от необходимости обеспечить автомобилю другие потребительские свойства на должном уровне, как-то: безопасность, комфорт и т.д. И в этом смысле у Toyota Prius все в полном порядке. В краш-тестах EuroNCAP новый Prius завоевал «пять звезд». Кроме того, это первый автомобиль, управление которым всецело зависит от электроники — он имеет электроусилитель руля и электронное управление тормозами. Есть антиблокировочная, противобуксовочная системы, а также новейшая система курсовой устойчивости — VSC+.

На автосалоне в Париже японцы представили заряженную версию автомобиля — Toyota Prius GT. Мощность бензинового мотора выросла на 29 процентов и теперь составляет 99 л.с. Также была улучшена электрическая часть гибридной системы. Высоковольтная линия сейчас вырабатывает 550 В, что на 50 В больше, чем у обычной дорожной версии. Это позволило установить более мощный электромотор, который развивает 82 л.с., его выходная мощность теперь примерно равна мощности бензинового двигателя объемом 1,4 литра. Также заменили аккумулятор, мощность новой батареи на 9 кВт больше. Причем для лучшей развесовки его расположили за задней подвеской. Максимальная частота вращения генератора с 10000 поднялась до 12000 оборотов в минуту. Управление зарядкой аккумулятора настроено так, чтобы обеспечивать более быстрому спортивному автомобилю максимальную дальность хода. В итоге всех преобразований максимальная мощность силовой установки на Prius GT выросла до 145 л.с.. Удельная мощность силового агрегата равна 100 л.с. на литр, как у иных спорткаров.

Разумеется, усовершенствованию подверглась и подвеска. Автомобиль получил более «жесткие» амортизаторы, пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости.

От массовой версии автомобиль отличается и внешностью — появились антикрылья и аэродинамическая юбка, призванные бороться с подъемной силой, а также шины от Toyota Celica. Кроме того, Prius GT стал легче серийного аналога, его масса составляет 1120 кг. До «сотни» заряженная версия разгоняется за 8,7 секунды.

Машины с гибридными силовыми установками, по сути, переходная ступень от современного автомобиля к электромобилю будущего. И пока американцы трубили о планах к 2010 году запустить производство машин на электрической тяге с электрохимическими генераторами в качестве источника питания, японцы снимали сливки с американского рынка. Отнюдь не дешевый, далеко не самый привлекательный внешне, Prius пользуется в Калифорнии большой популярностью. Только в сентябре 2003 года на рынках Америки и Японии на нее было зарегистрировано около 27 тыс. заказов. С 2004 года Prius появился и в Европе, здесь планируется продавать до 100 тыс. таких автомобилей.

Зацепки этой записи:
 
Понравилась статья? - Расскажи о ней друзьям
 
Так же вас должно заинтересовать:
 
Архивы
Сервисы сайта
Читать нас
Связь с редакцией

Через сайт: Отправить письмо

Skype:   allwotlk

ICQ:637644131

e-mail: support@avtotoriya.ru