Несколько маленьких секретов АБС


 

Хочу продолжить начатую Андреем Ломановым тему электроники в автомобилях, но немного конкретнее о разных системах отдельно. В этой статье мы поговорим об антиблокировочной системе тормозов.

Как многие знают АБС в автомобиле призвана препятствовать блокированию колес во время торможения. Это предотвращает бесконтрольное движение автомобиля юзом и позволяет сохранять над ним контроль до самой остановки. К тому же на дорогах с хорошим сцеплением эта система повышает эффективность торможения и сокращает тормозной путь. Однако, как и большинство вещей в этом мире, АБС имеет и обратную сторону медали.

Призванная помогать водителю, она может сыграть с ним довольно неприятную шутку, когда речь идет о торможении на льду или дороге с сыпучим покрытием (песок, гравий, рыхлый снег). Дело в том, что на таких типах покрытия тормозной путь с АБС не сокращается, а наоборот, увеличивается. Некоторые наверняка попадали зимой в ситуацию, когда, тормозя перед светофором, попадаешь на обледенелый участок дороги. Педаль начинает вибрировать, раздается характерный «хруст» срабатывания АБС, а машина как будто и не тормозит вовсе. А впереди уже остановился огромный грузовик, и сзади у него красуется ржавый, даже не бампер, а какой-то стальной швеллер с издевательской наклейкой или надписью «ПРИЧАЛ ДЛЯ РОТОЗЕЕВ». И вот, катишься к этому «причалу» под хруст антиблокировочной системы и гадаешь: «остановлюсь, или нет?..»

Кто-то уже знает, что в подобных случаях, чтобы торможение с АБС было максимально эффективным, нужно буквально ударить по педали тормоза и изо всех сил давить на нее. Тем не менее мне известны случаи, когда и такой спсоб практически не помогал. Одна знакомая жаловалась, как «приехала» в милицейскую машину. На мой вопрос, правильным ли было торможение, она ответила, что давила, мол, изо всех сил, а толку немного. И вот тут я хотел бы дать довольно нетрадиционный совет. Дело в том, что даже современная электроника инертна и активируется не мгновенно. Поэтому наибольшей силы торможение достигает именно в момент самого удара по педали тормоза.

Это можно заметить: машина даже на обледенелой дороге сначала еле заметно «клюет носом», а уже потом начинает катиться под аккомпанемент знакомого «хруста». Так вот и совет: чем больше таких ударов мы сделаем, тем лучше будем тормозить. И это касается не только льда, но и песка, и гравия. Друугими словами, мы приходим, как ни странно, к старой доброй технике пульсирующего торможения, распространенной во времена отсутствия антиблокировочных систем. Дав такой совет своей знакомой, я через неделю неожиданно получил от нее слова благодарности: «Знаешь, теперь торможу, как ты посоветовал, и действительно получается лучше. По крайней мере не чувствую себя беспомощной.» Справедливости ради стоит отметить, что не с каждой АБС можно действовать таким образом. Современные автомобили оснащаются еще и такими системами, как Brake Assist, EBD, и естественно, алгоритмы срабатывания усложняются.

Поэтому я бы настоятельно рекомендовал при удобном случае выехать на свободную, пустую дорогу со скользким участком и произвести несколько пробных торможений разными способами, чтобы получить представление о том, как работает электроника именно в вашем автомобиле.

И напоследок еще один небольшой совет, как можно использовать АБС в сложных и опасных ситуациях. Как известно, антиблокировочная система позволяет при торможении управлять автомобилем. Те, кто пробовал, знают, что в этом случае автомобиль хоть и «рулится», но реакции существенно «тупеют», зато и вероятность возникновения заноса значительно снижается. А речь пойдет именно о заносе. Как вы поступите, если, к примеру, в каком-то неудобном скользком повороте или при резком объезде препятствия ваш автомобиль внезапно начинает ретиво закидывать корму в сторону?

Ответ, я полагаю, знают почти все: руль в сторону заноса. Правда эта фраза многих вводит в недоумение, поэтому правильней было бы сказать: поверните руль туда, куда хотите направить автомобиль. Здесь все естественно, и никаких сбивающих с толку «в сторону заноса».

Но теперь примерьте ситуацию на себя: внезапный занос, вы лихорадочно вращаете руль, чтобы выправить машину, и она действительно начинает выправляться… А вернуть руль в исходное положение успеете? Держу пари, что 90% водителей пропускают момент возврата руля, что неизбежно приводит к обратному заносу так называемым «хлыстом».

Чтобы уменьшить вероятность этого «хлыста» нужно вовремя возвращать руль в центральное положение, но неподготовленному водителю бесполезно просто сказать «сделай так», поскольку тут нужна тренировка. А вот то, что посоветую я, должно быть под силу практически каждому водителю: в тот момент, когда вы повернете руль в эту самую «сторону заноса», и автомобиль начнет выправляться, ударьте по педали тормоза, только обязательно до срабатывания АБС.

Во-первых, это замедлит движение автомобиля и даст вам допонительное время на возврат руля, а во-вторых, что главное, сделает автомобиль более неповоротливым и снизит склонность к обратному заносу.

Дальнейшая траектория будет зависеть от вашей реакции и опыта, но в любом случае вы на порядок снизите опасность ситуации. Возможно такой совет кому-то может показаться весьма авантюрным. Что ж, это действительно так. Однако, уверяю вас, борьба с чередой заносов — занятие куда более авантюрное, да еще и опасное для окружающих. А ударить по педали тормоза, пусть и в строго определенный момент, сможет даже мало подготовленный водитель.

На этом все, в следующей статье хочу коснуться темы систем курсовой стабилизации, которые тоже могут преподносить некоторые сюрпризы.

Всем желаю удачи на дорогах.

 
Понравилась статья? - Расскажи о ней друзьям
 
Так же вас должно заинтересовать:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Несколько маленьких секретов АБС"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля
Внимание: Все отзывы проходят модерацию.

Архивы
Сервисы сайта
Читать нас
Связь с редакцией

Через сайт: Отправить письмо

Skype:   allwotlk

ICQ:637644131

e-mail: support@avtotoriya.ru